Краткий энциклопедический словарь по «Слову о полку Игореве»

"ЯРОСЛАВНА" [БАЛЕТ]

«ЯРОСЛАВНА»— балет, музыка Б. Тищенко, либретто, хореография и оформление О. Виноградова. Спектакль представляет собой «Хореографические размышления в 3-х действиях по мотивам „Слова о полку Игореве“»; премьера спектакля состоялась 30 июня 1974 в Гос. академ. театре оперы и балета им. С. М. Кирова в Ленинграде (дирижер А. Дмитриев).

Иллюстрация:

К. Г. Держинская в роли Ярославны в постановке оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина.

Иллюстрация:

Н. Покровская в роли Ярославны в постановке оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина.

Как отмечают театр. критики, балет проникнут болью и гордостью за рус. народ, мужественно боровшийся с внутренними и внешними врагами; талантлива музыка балета, созвучная др.-рус. иск-ву и динамике поэтич. повествования «Слова»: при передаче жалобно-печальных сцен в оркестре использована флейта, а для усиления муз. экспрессии в других случаях привлечены и соврем. инструменты; важную роль играет хор, олицетворяющий коллективное действо (хор служит передатчиком текста «Слова», монологов и диалогов персонажей

242

произведения); полифония балета, призванная отразить смену чувств героев и трагич. напряженность событий Древней Руси, дополняется лаконичным внешним оформлением с элементами символики др.-рус. иск-ва; большое внимание уделено главным образам «Слова», а среди них выделяется образ Ярославны, символизирующей Мать-Родину. Пластика, хореография, музыка и в целом балет «Ярославна» представляют собой новый шаг в развитии сов. иск-ва на базе ист. сюжетов рус. лит-ры. Высокую и в то же время критич. оценку балета «Я.» дал Д. Шостакович, отметивший силу и выразительность рус. по духу музыки композитора Б. Тищенко, суровость и трагичность всего спектакля, оригинальную интерпретацию образов «Слова», отличающуюся от муз. воплощения тех же образов в эпич. опере А. П. Бородина.

Лит.: Балет молодых. Л., 1979, с. 74—75;Великович Э.Этот разный, разный балет. — В кн.: Хочу все знать. Л., 1977, [вып. 18], с. 304—308.